Парижское соглашение (L'accord de Paris) - соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) по регулированию мер по уменьшению выбросов диоксида углерода, было принято консенсусом на 21-й Конференции участников в Париже 12 декабря 2015 года.
Заключение Парижского соглашения требует от международного сообщества решительных консолидированных мер по противодействию процессу глобального потепления на Земле и сокращению выбросов парниковых газов (ПГ).
Евросоюз постепенно продвигается к тому, чтобы сделать климатическую политику юридически обязательным. В июне 2021 года вступил в силу Европейский климатический закон, который официально закрепляет цель в снижении выбросов ПГ на 55% к 2030 году и на законодательном уровне вводит обязательство достичь климатической (углеродной) нейтральности к 2050 году.
Европейская комиссия 14 июля 2021 года презентовала пакет климатического законодательства о механизме трансграничного углеродного регулирование (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который предусматривает продажу специально созданным уполномоченным органом сертификатов на импортируемые в ЕС товары углерод ёмкого производства согласно установленному перечню.
Предусмотрена двухэтапная имплементация механизма CBAM:
с 2023 - упрощенная схема: производителям необходимо будет отчитываться о размере углеродного следа продукции;
с 2026 - начало полной реализации действия механизма: оплата углеродного сбора. Углеродные платежи будут производиться через выпуск сертификатов согласно аукционных на квоты выбросов СО2.
Пограничный углеродный сбор может кардинальным образом изменить условия конкуренции в базовых секторах экономики. В первую очередь, «углеродную» финансовую нагрузку ощутят такие отрасли, как металлургия, производство кокса и нефтепродуктов, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых.
Европейские импортеры будут нацелены на импорт продукции с меньшим углеродным следом, поэтому стратегии устойчивого развития компаний-импортеров в ЕС все чаще включают стратегические планы по декарбонизации.
Пока неизвестно, как именно будет рассчитываться углеродный сбор. Эксперты и аналитики прогнозируют его на уровне $30 на тонну СО2, т.е. текущим нормам ЕС, которые используются в международной торговле квотами ПГ. В результате введения углеродного сбора снижение прибылей экспортеров в страны ЕС может составить до 65%.
Стратегические планы компаний по декарбонизации включают, как правило, шесть направлений:
- Создание корпоративных систем и стандартов учета и раскрытия информации по углеродному следу, механизмов для получения налоговых льгот.
- Трансформацию технологий для снижения углеродного следа.
- Участие в формировании нормативно-правового поля внутри страны, в том числе, через профессиональные общественные объединения и организации.
- Создание и имплементация корпоративных калькуляторов углеродного следа (carbon footprint calculator) для его количественной оценки и верификации результатов, экономической целесообразности операционных и инвестиционных планов развития, устойчивости компаний.
- Декарбонизацию всей цепочки поставок.
- Ресайклинг (вторичную переработку) при производстве новой продукции, который позволяет значительно сократить углеродный след: снизить потребление новых ресурсов, снизить загрязнение окружающей среды и выбросы ПГ.
Мировые лидеры нефтехимической промышленности все больше и глубже задумываются о защите климата и внедряют стандарты по снижению углеродного следа в свое продукции.
BASF
- рассчитывает углеродный след отдельных продуктов с 2007 года;
- первая химическая компания, готовая предоставлять прозрачные данные по выбросам от производства каждого из 45 000 продуктов концерна;
- помогает клиентам концерна повысить эффективность измерения собственных выбросов CO2, а также сократить их;
- предлагает своим клиентам продукцию с низким углеродным следом, которая производится на основе возобновляемого или переработанного сырья.
SHELL
- 5 миллиардов литров готовых смазочных материалов в год;
- широкий спектр углеродно-нейтральных смазочных материалов для легковых автомобилей, дизельных двигателей большой мощности и промышленного применения;
- с 2016 года снизила углеродоёмкость производства смазочных материалов более чем на 30%;
- 50% электроэнергии, используемой на ее заводах по производству смазочных материалов, поступает из возобновляемых источников;
- планирует компенсировать около 700 000 тонн выбросов е-СО2 ежегодно
CASTROL
- в 2014 году Castrol Professional стала первой компанией в мире, которая предложила своим клиентам сертифицированные углерод-нейтральные смазочные материалы для автомобилей, коммерческих транспортных средств и ветряных установок
- закупает квот на выброс углерода, которые стимулируют инвестиции в проекты по снижению углеродсодержащих выбросов по всему миру
- компенсирует более чем 360 000 тонн е-СО2 ежегодно.
Во исполнение международных обязательств Украины в соответствии с пунктом 19 статьи 4 Парижского соглашения, пунктом 35 Решения 1/СР.21 Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также во исполнение распоряжений Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции реализации государственной политики в сфере изменения климата на период до 2030 года» была разработана Стратегия низкоуглеродистого развития Украины до 2050 года (утверждена решением Кабинета Министров Украины 18 июля 2018).
Этот стратегический документ предусматривает переход экономики Украины на модель низкоуглеродистой развития, то есть уменьшение объема выбросов парниковых газов, отказ от ископаемого топлива и старт инвестирования в возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
30 июля 2021 г. Кабинет Министров Украины на своем внеочередном заседании утвердил Обновленный национально определенный вклад Украины в Парижскую хартию. Путем декарбонизации и развития ВИЭ Украина намерена уменьшить до 2030 г. выбросы ПГ до 35% от уровня 1990 года, то есть на 65%, и это более амбициозная задача, чем цель ЕС, в частности, уменьшение выбросов ПГ на 55% за аналогичный период.
Эмиссию ПГ потребителями снижает применение высокоэффективных смазочных материалах для транспорта, механизмов и оборудования вследствие стабильной и надежной эксплуатации, совместимости с системами нейтрализации выхлопных газов, уменьшения трения и, таким образом, расхода топлива.
Взамен финансово ёмких инвестиционных программ приобретения квот выбросов е-СО2 экономически привлекательными выглядят планы по реальному сбору и переработке смазочных материалов, а не их сжиганию или других способов утилизации, которые неизменно ведут к эмиссии ПГ.
Создание устойчивого сектора ресайклинга смазочных материалов с вовлечением восстановленных углеводородов в свои технологические циклы позволит отечественным производителям существенно снизить углеродный след в новых продуктах и сделать их более углеродно и экологически привлекательными для крупных экспортно-ориентированных промышленных, добывающих и транспортных компаний.
Создание надежной, ритмично функционирующей системы раздельного сбора отработанных масел, их восстановление и переработку с использованием лучших существующих методов обеспечит выполнение Украиной требований Директивы Европейского парламента и Совета 2008/98 / ЕС от 19 ноября 2008 года «Об отходах и отмене некоторых директив».